Компания Кинотур - цифровая интермедиэйт-лаборатория
  • Услуги что мы делаем
  • Проекты что мы сделали
українська english русский
  • О компании кто мы
  • Контакты где мы
  • Партнеры кто с нами
  • Новости что происходит
  • Вакансии кто нужен
Компания Кинотур › Новости › Украинское кинопроизводство рискует оказаться на распутье

Украинское кинопроизводство рискует оказаться на распутье

Хотя украинское кинопроизводство сделало большой шаг вперед, у кинозрителей отечественные фильмы пока не пользуются особой популярностью. На эту ситуацию оказывает влияние и то, как происходит обработка видеоматериалов, об этом пишет Интернет-журнал Broadcast. Telekritika.

На первом пути используют открытые программные решения (open-source) для создания цифровой копии (мастеринг DCP), конвертации цветовых пространств, цветокоррекции и т. д. Чтобы понять суть проблем, рассмотрим одну операцию — DCP мастеринг. Основные алгоритмы, используемые здесь, известны. Их реализацию можно найти даже в магистерских работах студентов, не говоря уже о open-source решениях.

К примеру, алгоритм сжатия (JPEG2000), используемый здесь, содержит большое количество параметров по цветопередаче, квантованию, вейвлет преобразованиюи т. д. А для оптимизации параметров необходимы средства и оборудование. Реализацию алгоритма программист видит на мониторе компьютера, который относится к светящейся цветовой модели (аддитивная цветовая модель — солнце, телевизор и т. д.), а фильм мы видим на экране кинозала, который относится к отражающей цветовой модели (субтрактивная цветовая модель — луна, бумага и т. д.). Следовательно, чтобы начать оптимизацию параметров и качественно отображать картинку необходимо иметь цифровой проектор, кинозал, корректная таблица преобразования цветов (LUT) из одной цветовой модели в другую, лицензии, обслуживание, средства на электроэнергию, персонал и т. д. Это под силу только крупным компаниям с соответствующим оборудованием.

Понятно, что решения, построенные на оптимальных значениях параметров, достаточно дорогие. В open-source, как правило, используют тестовые значения параметров, на которых проверяют работоспособность алгоритмов, а также интуитивно подобранные значения параметров. О качественном преобразовании киноматериала здесь речи не идет. Поэтому, когда Мастер говорит о том, что нет особой разницы между open-source решениями и лицензионными решениями компаний, то это похоже на то, как пианист, играющий на ненастроенном рояле, не чувствует разницы в исполнении. Мастерству здесь места нет, наверное, это ближе к ремеслу. Во времена цифровой обработки киноматериала, «цифру» надо понимать.

На втором пути для обработки киноматериалов некоторые компании поставили себе систему цветокоррекции DaVinci Resolve. Эта система обеспечивает высокое качество обработки изображений, она получила премию «Эмми» за вклад в развитие телеиндустрии, но никак не киноиндустрии.

В чем здесь разница? Во-первых, DaVinciResolve использует линейное цветовое пространство. Это означает, что весь цветовой охват киноматериала представлен в системе конечным количеством цветов и с постоянным шагом. Если используется 10 разрядов на компоненту цвета, то получим 1024 оттенка, если 12 разрядов — 4096 оттенков по каждой из основных цветовых компонент. А если оттенки незначительно меняются в некоторой области изображения, то они будут представлены в системе одним значением цвета. В результате эта область изображения будет выглядеть плоской с выраженной контрастностью на границе. Такой артефакт может еще усугубиться пересчетом из YRGBв RGBи последующей компрессией с потерей качества (JPEG 2000 в DCP мастеринге). Во-вторых, DaVinci Resolve использует именно цветовое пространство YRGB.Казалось бы, зачем здесь Y (яркость), когда Y является линейной функцией от RGB (соответственно, красный, зеленый, синий цвета) и может легко вычисляться в любом пикселе. Ответ кроется в строении человеческого глаза. Глаза гораздо лучше различают яркость, чем цветность. Мы способны заметить незначительные отклонения по яркости и не заметить изменения по цветности на несколько единиц. Поэтому в пространстве YRGB более точно представлены значения яркости (Y) и менее точно значения цветности (RGB), из которых, естественно, уже нельзя точно восстановить Y.

Почему в DaVinci Resolve используется именно эта цветовая модель? Потому что телевизор — это аддитивная цветовая модель (как солнце), в которой яркость надо представить как можно точнее, а цветность уже вторична. А вот киноэкран — это субтрактивная цветовая модель (как луна, на которой видны все темные пятна), и здесь необходима цветовая модель RGB. Таким образом, DaVinci Resolve специально настроена под телевизор, а не под кинозал. И когда специалисты обсуждают вопрос о том, что «цифра» на киноэкране все же видна, надо при этом учитывать, как получена эта «цифра». А что тогда говорить о кинозрителе, который все воспринимает единым понятием — украинское кино. Наверное, следовало бы ему объяснить, когда фильм сделан средствами в телеиндустрии, например, говорить о телефильме в кинозале.

На третьем пути используются современные лицензионные системы с оптимизацией под киноиндустрию. Здесь — единое цветовое пространство RGB в логарифмическом формате. Тогда шире охват цветового пространства, оттенки цветов представляются с переменным шагом, а все компоненты цвета представлены с одинаковой точностью. И если в некоторой области изображения оттенки незначительно меняются, то для их представления можно получить в системе несколько значений. Производство фильма становится дороже, однако надо отдать должное Мастерам, качество кинокартины для них, несомненно, выше. Благодаря их мастерству наши кинокартины завоёвывают престижные награды на кинофестивалях. И если в 2011 году на кинофестивалях был представлен фильм «Тойхтопройшовскрізьвогонь» режиссёра Михаила Ильенко, то уже в 2012–2013 годах призерами кинофестивалей стали:«Вечное возвращение» Киры Муратовой, «Параджанов» режиссёров Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна, «Иван-Сила» режиссёра Виктора Андриенко, «Дом с башенкой» режиссёра Евы Нейман, «Истальгия» режиссёра Дарьи Онищенко и другие. Эту эстафету подхватят новые фильмы, которые скоро выйдут в прокат. Среди них «Тени незабытых предков» режиссёра Любомира Левицкого, «Братья. Последняя исповедь» режиссера Виктории Трофименко, «Зеленая кофта» режиссёра Владимира Тихого, «Святитель-хирург» режиссера Александра Пархоменко, «Трубач» Анатолия Матешко. Все эти кинокартины позволяют говорить о большом шаге вперед в украинском кинопроизводстве.

А что будет дальше? Средства на подавляющее большинство фильмов выделяются при поддержке Государственного агентства Украины по вопросам кино. Если средства будут распределяться по всем направлениям, то мы окажемся на распутье. В этом случае третий путь превратится в тропинку. У Агентства есть возможность повлиять на выбор пути развития, например, в виде требований, рекомендаций, сертификаций, условий проката, и существуют технические возможности проверки соблюдения этих требований. Кто выделяет средства, тот и определяет путь.

Владимир Голушков

поделиться ссылкой на эту страницу:

сертификаты
Сертификат CPSP Сертификат CPSP
партнеры
Украинская Кино-Ассоциация Украинская Кино-Ассоциация
Cinema Production Complex Cinema Production Complex
Студия Le Doyen Студия Le Doyen
Boneheadz Boneheadz
«Национальный центр Александра Довженко» «Национальный центр Александра Довженко»
контакты
Компания «Кинотур»,
цифровая интермедиэйт-лаборатория.
ул.Васильковская д.1, корп.4, Киев 03040, Украина
тел.: +380(44) 359 00 78
факс: +380(44) 425 25 03
email: producer.kinotur@gmail.com
Карта сайта
При использовании материалов сайта активная ссылка обязательна.
© 2010-2019 Компания «Кинотур»
дизайн сайта: ICTC